Успешность проведения внешнеэкономической сделки зависит от многих факторов и одним из основополагающих является правильное таможенное оформление (декларирование) документов.Таможенное оформление – это административное оформление экспорта и импорта товаров и транспортных средств в соответствии с выбранной таможенной процедурой. Для грамотного перемещения грузов за границу юридические лица привлекают к работе таможенных представителей, которые помогут без проблем провести сделку по экспорту / импорту товаров. Неизменной составляющей внешне-экономической деятельности является таможенное оформление товаров. В процессе таможенного оформления есть свои особенности. Неважно купили вы товары, или получили их бесплатно, вам необходимо будет их растаможить.
Пакет документов может различаться, в зависимости от специфики товара. Но этот список является обязателен. В случае безвозмездной сделки, список аналогичен, только вместо инвойса, необходимо оформить проформу-инвойс. Разница состоит в том, что инвойс это счет, а проформа-инвойс это счет, но с пометкой – цена указана для таможенных целей.
Контракт – это договор, который заключают партнеры и в котором указывают все условия поставки и оплаты. Не существуют единой формы контракта, его составляют в свободной форме. Но в нем необходимо обязательно указать следующие данные:
Если не указать эти данные, таможенные органы посчитает, что вы предоставили не контракт, а деловую переписку. Если сумма импортного контракта в рублевом эквиваленте более 3 млн. рублей, а экспортного контракта – от 10 млн. рублей, то контракт регистрируется в банке и ему присваивается УНК - уникальный номер контакта. Если в договоре сумма меньше, его регистрировать не требуется. В некоторых случаях можно оформить груз и без составления контракта, на основе переписки с поставщиком. Этот вариант подойдет для приобретение товаров - образцов.
Инвойс представляет собой счет для международных сделок, в котором указывают данные о цене, количестве товаров, общей сумме. Помимо этого в нем указывают кто покупатель, кто продавец и на каких условиях. Инвойс выставляется продавцом и передается покупателю вместе с товаром. В обязательном порядке в нем прописывается:
Этот документ необходим для контрактов, начиная от 3 миллионов рублей. Его заполняет и выдает банк, во время прохождения валютного контроля. Для получения ведомости, компании нужно передать в банк контракт с иностранным поставщиком, чаще всего через личный кабинет, с помощью электронной почты или в отделении банка.
В таможенной декларации указывают, откуда, куда и кто везет товар, а также что это за товар. Также здесь указывают стоимость и общую сумму поставки. Если у товара есть артикулы, их тоже указывают в таможенной декларации. Когда таможня проверяет декларацию, они смотрят, не занижена ли цена товара по сравнению со средней ценой по рынку. Если вопросов не возникает, ставится печать и пометка в специальной программе, которая подтверждает что товар можно выпускать.
Заполняется стороной продавца. Формат зависит от выбранного логистического канала — авиационные и железнодорожные накладные СМГС, CMR для автомобильных перевозок или коносамент, оформляемый при доставке морским транспортом. В содержании должна присутствовать информация об отправителе, получателе, перевозчике, специфике перевозимого груза, транспортном средстве, маршруте, времени и месте погрузки и разгрузки, стоимости груза и цене товара. Необходимо, что бы по одной копии товарной накладной было у отправителя и получателя, а так же по одной на каждом транспортном пункте.
Для определенных категорий товаров требуются дополнительные документы. Они подтверждают, что вы не пытаетесь перевезти ничего незаконного. Сюда можно отнести ветеринарные сертификаты, сертификаты соответствия, заключения ФСТЭК и т.д.
Они должны подтверждать уплату сборов. Ответственность за перечисление пошлин возлагается на плательщика. Уточнить действующие требования можно у банка, либо у сотрудников органа, осуществляющего проверку товара и сопроводительной документации.
Указанный перечень документов не является исчерпывающим. Таможенные органы могут запросить уточняющие сведения и документальные подтверждения, которые необходимы для прояснения спорных моментов. А именно:
Где подаются документы?
Документы для растаможки сдают в электронном виде, использую специальные программы для таможенного оформления. Заверять документы с помощью нотариуса или ставить печать компании не нужно. Для того, что бы отправить документы, директору организации необходимо оформить электронную цифровую подпись. Если передать обязанности подачи документов сотруднику, необходимо оформить ему цифровую подпись и сделать доверенность.