Рост цен на бензин вынуждает задуматься об ограничениях экспорта

В России существенно подорожал бензин. Демпферный механизм, введенный государством ранее, уже не помогает. В результате правительство планирует временно запретить экспорт данного вида топлива.
Однако в то же время признается, что такая мера поддержала бы только потребителей. Но была бы не самой желательной для нефтепереработчиков.
Что касается конкретных цифр, то, по данным официальной статистики, в текущем году цены на бензин выросли почти на 4% (на 3,8%). Причем это больше, чем за весь 2020 год, когда подорожание наблюдалось лишь на 2,5% в среднем.
Основной рост начался еще в декабре прошлого года. Уже тогда бензин стал дорожать вплоть до апреля, когда фиксировалось небольшое замедление темпа роста цен. Но летом цены начали существенно расти, каждую неделю поднимаясь на несколько копеек. Причем дизельное топливо также показывает рост в цене. Он начался в январе текущего года.
Федеральная антимонопольная служба называет основными факторами подорожания бензина такие моменты, как повышение цен на мировом рынке и экспортных цен, сезонное повышение спроса (причем как в нашей стране, так и зарубежом), а также снижение добычи.
При этом курс рубля не меняется, а нефтевые котировки растут. Это оказывает дополнительное давление на внутренний рынок и демонстрирует исторический максимум цены нефти в перерасчете на рубли.
Что касается демпферного механизма. Он в стране действует с 2019 года. Заключается в том, что при повышении экспортных цен (их превышении внутренней цены на рынке) правительство финансово помогает нефтяному бизнесу, чтобы он не уходил на внешний рынок.
Механизм действует и сейчас. Правда, в мае текущего года его параметры были несколько скорректированы. Основное изменение заключается в том, что индикативная цена снижена (до 4 тыс руб за тонну).
Однако сейчас правительство задумалось о том, чтобы ввести временный запрет на экспорт бензина. Эксперты признают, что только такая мера способна снизить внутренний рост цен. Однако аналитики относятся к данной мере неоднозначно. С одной стороны, пострадают нефтяные компании, что может привести к сокращению производства бензина. А с другой – высокие цены на бензин способны привести к подорожанию потребительских товаров, ведь статья транспортных расходов является одной из самых существенных в сезон сбора урожая, который уже начинается в некоторых регионах государства.