Факторинг является финансовым инструментом, позволяющим работать по международным сделкам с отсрочкой платежа. При этом риски, часто возникающие при подобных договорах, минимальны. А это очень важно в реалиях современной нестабильной экономики. Международный факторинг — вариант факторинговой операции, которая обеспечивает расчеты за поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа между продавцом и покупателем, в том случае если они — представители разных государств. Если для международных партнеров свойственны большой товарооборот и регулярные поставки, что часто бывает при долгосрочных и бессрочных внешнеэкономических контрактах, без комплекса финансовых услуг не обойтись.
В данной операции взаимодействуют 3 типа участников:
Международный факторинг создает компромисс между интересами поставщика и покупателя в порядке расчетов. И тот, и другой добиваются своих целей за счет того, что нейтральная сторона — компания-Фактор — заполняет «брешь» в торговой операции собственными деньгами.
Именно поэтому факторинговые услуги становятся все более популярными. Они незаменимы в следующих случаях:
ООО «Трансформаторный завод» (поставщик) из Казахстана 15 июля заключает договор поставки товара с Российской торговой компанией (покупатель) на сумму 500 000 рублей. Согласно документам, продукция должна быть оплачена до 25 июля. Чтобы получить деньги как можно скорее, 20 июля «Трансформаторный завод» заключает договор факторинга с коммерческим банком «Ильтеза» (Фактор), передав ему тем самым свое право денежного требования к Российской торговой компании. 21 июля «Ильтеза» перечисляет на счет клиента 70% от дебиторской задолженности — 350 000 рублей. 25 июля наступает срок платежа, и Фактор предъявляет платежное требование Покупателю. 26 июля Российская торговая компания переводит в КБ «Ильтеза» сумму задолженности — 500 000 рублей. Из данной суммы Фактор удерживает причитающееся ему вознаграждение, а оставшуюся часть перечисляет «Трансформаторному заводу».
В нашей стране данный инструмент международной торговли только начал набирать обороты. Однако к нему стоит внимательно присмотреться, так как такая услуга выгодна и удобна для всех участников сделки.
Покупатель: получает товарный кредит; закупается по сниженным ценам; пополняет оборотные средства, не передавая в залог имущество; достигает большей оборачиваемости, вследствие чего увеличивается рентабельность; уменьшает налогооблагаемую прибыль, благодаря включению стоимости услуг в издержки вне реализации и в себестоимость.
Поставщик: получает большую часть оплату в первые же дни после отгрузки товара; наращивает объемы продаж; снижает риски неплатежей; получает профессиональные консультации и информационно-аналитическую поддержку от Фактора.
Стоимость факторинговых услуг рассчитывается всегда по-разному и складывается из нескольких разных комиссий: за регистрацию денежного требования, непосредственно за факторинговое обслуживание, за предоставление денежных средств, за покрытие риска неоплаты со стороны покупателя и прочее.