Недостаточно просто найти зарубежного поставщика, подписать с ним контракт и привезти товар к себе. Главной проблемой является необходимость растаможить его. Нужно отправить декларацию, подготовить пакет документов, оплатить пошлину, а иногда и найти СВХ (склад временного хранения).
Так неформально называют таможенное оформление. Еще иногда таможенное оформление называют таможенной очисткой. Под таможенным оформлением подразумевается отправка документов в Федеральную налоговую службу, оплата сборов и налогов, и получение одобрения ведомств на импорт.
Первое и самое распространённое, это растаможка товаров. Но помимо этого, существует и растаможка услуг. Она встречается достаточно редко, но иногда такая необходимость возникает. С услугами таможенное оформление необходимо, когда эта услуга идет в комплекте с товаром.
Например, вам необходимо горнодобывающее оборудование, и вы обращаетесь к поставщику из Китая. Такое оборудование зачастую изготавливается с учетом особенностей условий эксплуатации. Подвержена ли местность землетрясением? Какая температура и влажность в разные сезоны?
Китайские инженеры соберут данные, а после этого подготовят техническое задание. И по этому заданию начнут собирать оборудование. В таком случае вы оплачиваете оборудование (товар) и разработку технического задания (услуга).
Товары и услуги из стран ЕАЭС не требуют таможенного оформления.
Растамаживать товар начинают, когда он пересекает границу.
После того как вы договоритесь с зарубежным поставщиком, подпишете контракт и оплатите, он отправить товар с помощью услуг международных перевозчиков. После этого, товар доставят на СВХ, где и находится зона таможенного контроля.
Заключив договор со складом, вам дадут доступ в личный кабинет, где вы сможете следить за перемещением товара. Когда вы увидите что товар на складе и ждет растаможки, вам нужно будет заполнить декларацию на товар и отправить ее в центр электронного декларирования.
Для отправки декларации используется специальная программа. Существует несколько таких программ (ВЭД-Декларант, Альфа-гдт и т.д.). Можно воспользоваться услугами компании, которая проводит растаможку.
В программе необходимо указать код товара, его можно найти с помощью единой товарной номенклатуры. Также коды есть в программах для отправки декларации. Если отметить неправильный код, то в таком случае ваш товар не пропустят.
После того как вы заполните и отправите декларацию, ее начнет проверять таможенный инспектор. Помимо декларации, он также проверит всю остальную документацию: инвойс, контракт на поставку, спецификацию, упаковочный лист, CMR.
Если инспектор найдет несоответствие в кодах, которые указаны в декларации, или же будет не полный комплект документации в личном кабинете, появится отметка «отказ в выпуске». В таком случае вы сможете дослать документы, штрафа за это не предусмотрено.
Если же информация, представленная в документации для растаможки, будет неверной, вам будет необходимо заплатить штраф (от 50 000 рублей до 300 000) с конфискацией товара.
В случае, когда инспектор не найдет ошибок и его удовлетворит вся представленная документация, он поставит отметку «выпуск товаров». После этого можно перевозить товар на свой склад.
С момента, когда инспектор присвоит номер декларации и зарегистрирует её, у него будет 4 часа на проверку декларации. Спустя это время, он может выпустить товары, запросить документацию или же отказать в выпуске.
Строгое оформление. Собрать все необходимые в Российской Федерации не составляет больших проблем, но вот претензии к документам от экспортера возникают на постоянной основе. Как пример, ваш поставщик тканей отгружает свою продукцию рулонами, и также указывает в сопроводительных документах. Российской таможне же необходимо, что бы все было в погонных метрах. Ваш поставщик может отказаться переделывать документы, и в таком случае этим заниматься придется вам.
Обязательная сертификация. Для ввоза некоторых категорий товаров в Россию, вам будет необходимо подтвердить их соответствие стандартам, которые приняты в РФ. Что бы получить сертификат, который подтвердит соответствие, чаще всего тестируется образец, но в некоторых случаях могут подойти и предоставленные изготовителем сертификаты.
Таможенные риски. У таможни могут возникнуть вопросы, если инспектору покажется подозрительной цена товара. Для разных товаров установлены внутренние «уровни» цены: если товар в среднем стоит 10 рублей, а вы пытаетесь ввезти их по 5, то это послужит фактором для более тщательной проверки.
Запрещенные товары. После наложенных санкций, Россия ввела ответные санкции и запретила импорт некоторых продуктов из Европы, Америки и Украины. Помимо этого, товар не может быть ввезен в Россию из-за вспышки опасного заболевания на территории, где он был произведен.
Оплата пошлин. Платежи устанавливается согласно тарифу и действующему кодексу ЕАЭС. Размер зависит от кода ТН ВЭД и страны-экспортера. На продукты из СНГ и Сербии, пошлины не начисляются.
Часто индивидуальные предприниматели или юридические лица отказываются от брокерских услуг, что бы минимизировать затраты на ввоз товаров. Без услуг посредника можно обойтись, но для этого нужно обладать обширными знаниями и опытом в ВЭД.
Не обладая опытом и знаниями, можно столкнуться с проблемами, которые по итогу могут увеличить затраты.
В первую очередь могут возникнуть проблемы со сбором необходимой документации. Если не предоставить документы, можно столкнутся с задержкой поставки или же к административной ответственности и штрафам.
Помимо этого, часто товар подлежит конфискации, поскольку импортер мог не знать о запрете ввоза данного товара на территорию Российской Федерации.
Любая задержка поставки повлечет за собой убытками, и чем сложнее ситуация, тем больше будут потери.